Сложный вопрос. Поведение ИИ на карте приключений иногда трудно понять и тем более организовать по-своему. Главным образом это должно зависеть от модели поведения (строитель/исследователь/воин), но заданное автором карты поведение игра игнорирует и выставляет его на свое усмотрение. И бывает, что ИИ не выходит из стартового города, если видит на дороге препятствие, даже кучку крестьян, даже когда у него сотни драконов, а при другом прохождении той же карты он активен, как и было задумано. Вот
пример, с которым я столкнулся:
Явно неадекватное поведение Красного... Судя по всему, этот враг должен был быть последним и самым могучим, но фактически у меня он просто тупо сидел в своем Некрополе и не высовывался, хотя накопившиеся войска и ресурсы явно позволяли пробиваться вперед.
Обычно ИИ охотно подбирает всё, что лежит и не охраняется, и регулярно посещает мельницы и внешние жилища - это позволяет заставить его ездить по карте. Еще объекты интереса для ИИ: рынок и черный рынок, хижина мага.